Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

                                                 
 ИГРУШКИ.

РАССМОТРИТЕ и назовите игрушки, которые есть у ребенка, из какого материала они сделаны? (резиновые, меховые, пластмассовые, деревянные, керамические, соломенные, стеклянные, металлические. В качестве экскурсии сходите в магазин игрушек.
НАЗВАТЬ части игрушки.  Какой формы игрушка (круглая, квадратная…), какого цветаЗа что она нравится ребенку? В какие игры можно играть с этой игрушкой?
Какая игрушка на ощупь (мягкая, твердая, гладкая, шершавая, холодная).
ПОГОВОРИТЕ с ребенком о бережном отношении к игрушкам, о том, что в игровом уголке должен быть порядок.
РАССКАЖИТЕ, какие игрушки были у вас в детстве, как вы с ними играли.  Какие игрушки были в далекие времена (тряпичные мячи, соломенные и деревянные куклы и т. д.)
 ПОИГРАЙТЕ: 
«Магазин игрушек». Взрослый – продавец. Ребенок покупатель. Покупатель должен описать ту игрушку, которую он выбрал так, чтобы продавец догадался, о какой покупке идет речь.
«Угадай на ощупь». Ребенок с закрытыми глазами должен на ощупь определить свою игрушку. При этом хорошо сопровождать свои ощущения комментарием (или отвечать на вопросы взрослого): она мягкая, маленькая, с хвостиком – это мышка.
«Чего не стало». Игра на развитие внимания и памяти. На полку выставить несколько 6 -7 игрушек, ребенок их называет, затем отворачивается, а взрослый убирает 1 – 2 игрушки. Ребенок называет, какой игрушки не стало.
«Мой, моя, моё, мои». Взрослый бросает ребенку мяч, называя игрушку, ребенок возвращает мяч взрослому, называя подходящее местоимение (кубики – мои, кукла – моя, мишка – мой).





                 
   ПРОДУКТЫ и блюда из них.
Эту тему лучше всего обсуждать в большом продуктовом магазине. Обратите внимание ребенка на то, что продукты сгруппированы, в зависимости от того, из чего произведены: МОЛОЧНЫЕ, МЯСНЫЕ, РЫБНЫЕ, КОНДИТЕРСКИЕ, ХЛЕБНЫЕ, БАКАЛЕЯ, ОВОЩИ-ФРУКТЫ.
(«бакалея»-  сухие съестные товары по  С.Ожегову)
НАЗОВИТЕ все продукты, которые увидите на витринах, а когда вернетесь домой, попросите ребенка ВСПОМНИТЬ хотя бы 4-6 названий продуктов из каждой вышеназванной группы. Например, мясные продукты и блюда: мясо, фарш, колбаса, ветчина, котлеты, пельмени, холодец и т.д.
ПРИГОТОВЬТЕ вместе несложное блюдо (салат, омлет, горячие бутерброды). В процессе приготовления ОБГОВАРИВАЙТЕ свои действия. Когда закончите, пригласите домашних попробовать, что получилось, и обязательно попросите ребенка самого РАССКАЗАТЬ, как вы готовили – что делали сначала, что потом.
ПОИГРАЙТЕ:
«Какие продукты нужны» -  для борща? Для пирога? Для салата? Для блинов?
«Кто больше назовет?» - продукты из молока (хлебные, бакалейные, кондитерские). За каждое слово – фишка (можно просто загибать пальцы).
«Что чем было раньше?» - булка – зерном, сыр – молоком, колбаса – мясом, халва – подсолнечником, мороженое – молоком.


Тема: НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ.

РАССМОТРИТЕ с ребенком на улице (в интернете, в журналах) насекомых: пчелу, шмеля, муравья, кузнечика, стрекозу, гусеницу, бабочку, божью коровку, муху, комара, паука, клеща, жуков.

РАССКАЖИТЕ ребенку, пользу или вред они приносят.
УЧИТЕ  ребенка бережному отношению к природе: не ловить насекомых ради забавы, не убивать.

ОБСУДИТЕ внешний вид насекомых: у всех насекомых 6 ног (кроме паука – у него 8 ног), есть голова, грудь и брюшко, усики. У некоторых есть крылья. Рассмотрите окраску, объясните, для чего у многих насекомых она яркая (предостерегающая).
РАССКАЖИТЕ о пользе, которую приносят многие насекомые: муравей – санитар леса, работяга. Пчела – лечит людей (мед и пчелиный яд). Божья коровка  уничтожает вредную тлю – губителя смородины и малины. Бабочки и шмели – опыляют многие деревья и кустарники, поля и сады. О вредных насекомых: муха – разносчик микробов, клещ- его слюна  источник тяжелых болезней, майский жук (его личинки) – уничтожители корней растений и т.д.

ПОИГРАЙТЕ:
·       «летает – не летает»: взрослый называет насекомых, ребенок  отгадывает, летает это насекомое или нет;
·       «сосчитай-ка до 5»: согласование числительных и существительных: один кузнечик, два кузнечика,…, пять кузнечиков и т.д.
·       Что правильно? Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймана бабочкой.


Перелетные птицы

Мы называем их нашими пернатыми друзьями, ждем их прилета - пришла пора поговорить о перелетных птицах, посланцах весны.
ВСПОМНИТЕ с ребенком названия перелетных птиц,
почему они называются перелетными.
(грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, кукушка, чайка, соловей аист, цапля, жаворонок).

ПОГОВОРИТЕ об их внешнем виде, повадках (например, скворца называют пересмешником за способность подражать различным звукам; соловья – лучшим певцом; кукушка – бросает своих птенцов в чужих гнездах; лебеди –  верные птицы, образуют пару на всю жизнь, журавль - прекрасный танцор и т.д.)

 НАЗОВИТЕ части тела (клюв, голова, туловище, крылья, ноги, хвост).
 Чем покрыто тело птиц?
 Как называется жилище, которое строят сами птицы (гнездо)?
Как называются домики, которые строят для птиц люди?
Чем питаются перелетные птицы? Как появляются птенцы?
 Какую пользу приносят птицы? Какая птица прилетает к нам первой?
Что было бы, если бы не было птиц?

ПОИГРАЙТЕ: «улетает – не улетает» - взрослый называет птиц, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.
«Узнай по описанию»: сначала взрослый задумывает какую-нибудь птицу и описывает ее, а ребенок угадывает, кто это. Затем то же делает ребенок.


  ВЕСНА, ПРИЗНАКИ, МЕСЯЦЫ                            

Вот и дождались мы самых первых весенних проталин! Радостно  подмечаем робкие знаки, которые посылает нам уральская капризная весна! ПОГОВОРИТЕ с ребенком о том, какое время года наступило, во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
НАЗОВИТЕ  весенние месяцы: март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Какой  будет за ним?
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в природе по сравнению с зимой: день стал длиннее или короче? Погода стала теплее или холоднее? Каким стал снег, его больше или меньше? Были ли зимой сосульки? Ручейки и лужи? Как ведут себя птицы? Домашние животные? Комнатные растения?

РАССКАЖИТЕ ребенку об изменениях в жизни диких животных, о прибавлении в их семействах, заодно вспомните названия детенышей диких и домашних животных.
Как изменились одежда и обувь людей ранней весной? Что ты снял и что надел? Нравится ли ребенку это время года, почему? (выслушайте ответ, предложите свой вариант).

ПОИГРАЙТЕ в игру на внимание «Это правда или нет?».
Взрослый  говорит фразу, а ребенок должен согласиться или опровергнуть ее, объяснив свой ответ.

Весной мы встречаем Новый год.  Весной тает снег, бегут ручьи. Ранней весной дети купаются в реке.  Скоро прилетят из теплых стран перелетные птицы.   Сегодня мы наденем валенки.  На деревьях весной желтеют листья.

                                                                             ТРАНСПОРТ

Настало время поговорить обо всем, что помогает человеку передвигаться по воде, земле, воздуху и даже под землей. Любимая тема наших мальчишек!
ПОНАБЛЮДАЙТЕ с ребенком на улице за движением транспорта, рассмотрите картинки с изображением различных транспортных средств.

РАССКАЖИТЕ ребенку, что транспорт бывает разных видов: наземный, воздушный, водный, подземный. Вместе с ребенком назовите по нескольку примеров каждого вида транспорта.

ВАЖНО умение выделять части из целого: попросите ребенка назвать части грузового автомобиля, корабля, самолета (кабина, кузов, колесо, руль, сиденье, бампер, якорь, крыло, хвост, винт, иллюминатор, шасси).

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – их знание необходимо нашим детям. ПОВТОРИТЕ с ребенком название, очередность и значение сигналов светофора.

Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

ПРОФЕССИИ на транспорте: вспомните и назовите людей, благодаря которым транспорт работает. Кто водит трамвай? Кто продает билеты в автобусе? Кто управляет самолетом? Поездом? Кораблем? Кто проверяет билеты? Кто регулирует движение транспорта, особенно, если сломался светофор?

МЕБЕЛЬ

Мы говорим о мебели. РАССМОТРИТЕ с ребенком и НАЗОВИТЕ домашнюю мебель в каждой комнате, заодно вспомнив и названия комнат: спальня, гостиная, детская, кухня, ванная и туалетная комнаты, прихожая, коридор.
Назвать мебель и ее отдельные ЧАСТИ (крышка, ножка, ручка, подлокотник, дверца, спинка, ящик, полка), ФОРМУ (стол круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный); МАТЕРИАЛ, из которого сделана мебель (стекло, дерево, пластик, металл, ткань, кожа).
СРАВНИТЬ стул – кресло – табуретку,
 стол кухонный – обеденный – письменный – журнальный
шкаф платяной – книжный – посудный
диван – тахту – кушетку
Попросите ребенка ответить на вопросы:
-Для чего нужна мебель (стол, стул, шкаф, кровать) ?
- Какая мебель нужна для кухни, для спальни?
- Сколько ножек у стола, табуретки?
- Сколько столов у вас дома, какая по форме крышка на этих столах?
- У какой мебели есть спинка? Крышка? Подлокотник? Ножки?

СХОДИТЕ  с ребенком на экскурсию в мебельный магазин.
ВЫЛОЖИТЕ из спичек  стул, стол, кровать, шкаф.
ВЫПОЛНИТЬ действия по инструкции ( понимание предлогов и ориентировка в пространстве): положи мяч НА стул, ПОД стул, ОКОЛО стула, МЕЖДУ стульями, ЗА стул.



ПРОФЕССИИ
 ПОГОВОРИТЕ  с ребенком о том, что каждый человек выбирает для себя профессию, которая ему нравится.

 РАССКАЖИТЕ о своей профессиикак вы училисьчто можете теперь делатьчем ваша профессия полезна для других людейза что нравится вам.
СПРОСИТЕс людьми каких профессий вы сталкивалиськогда ходили с ребенком в поликлинику(врачмедсестра),
в магазин (продавец, кассир, охранник)в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя –няня, логопед,  преподаватели  музыки и рисования, бухгалтер, заведующая, дворник, вахтер).

ПОФАНТАЗИРУЙТЕ: кем бы хотел стать ваш ребенок, почему? Как он собирается зарабатывать на жизнь? Что надо сделать, чтобы приобрести какую-то из нравящихся профессий? (сначала хорошо заниматься в детском саду, затем старательно учиться в школе, потом продолжить учебу в училище, техникуме или институте – за каждой профессией стоит много лет учебы и труда, работу каждого человека следует ценить и уважать).

ПОИГРАЙТЕ«Кто что делает?». Портниха (что делает?) – шьет, учитель - …, ветеринар - …, дворник - …, парикмахер - …, шофер - …, врач - …, маляр - …, художник -…, скрипач …, балерина -…, писатель - …

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

Продолжаем путешествие в увлекательный  мир животных. На этой неделе путешествуем по лесам России! Подготовьтесь к разговору с ребенком о братьях наших меньших, постарайтесь ответить на все вопросы наших  почемучек, а вот вам и напоминалочка:

РАССМОТРИТЕ  с ребенком иллюстрации, на которых изображены дикие животные наших лесов, назовите их (белка, заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось, олень, рысь,  барсук, кабан). Расскажите, что на Дальнем Востоке России живут амурские тигры – больше нигде в мире нет  этих красивых и редких хищников.  Обратите внимание на характерные признаки, части тела,окраску.
 РАССКАЖИТЕ,  где живут (берлога, нора, логово, дупло), чем питаются (кого из них называют травоядными, а кого – хищными).
Как дикие животные зимуют?  Кто из них впадает в спячку, а кто продолжает активный образ жизни?
Как меняется зимой их внешний вид, образ жизни?
Как называются их детеныши?
Вспомните (и прочитайте) вместе с ребенком сказки о животных, расскажите ребенку

ПОИГРАЙТЕ:
 «У кого кто?»:  У медведя – медвежонок, у белки - …
«Узнай по признаку» - хитрая (кто?)…, косолапый …, голодный …, трусливый …, хищная …, грациозный …, колючий …, сохатый …, длинноухий …, рогатый
«Скажи ласково»: лиса – лисичка, лисонька; заяц - …
«Один – много»:  ёж –ежей, волк –волков, лось –  …
«Сосчитай-ка до 7»: один волк, два волка, …, семь волков.



Домашние животные

ПОГОВОРИТЕ с ребенком о домашних животных, рассмотрите иллюстрации, фотографии. (кошка, собака, корова, лошадь, кролик
 коза, свинья, овца, осел).

ОБСУДИТЕ внешние признаки каждого  животного (части тела, чем покрыто тело, чем питается, как называется его детеныш, какую пользу приносит человеку). НАРИСУЙТЕ  вместе с ребенком (упрощенно) любое домашнее животное, пусть ребенок расскажет о нем

ОТВЕТЬТЕ вместе  на вопросы:
Почему они называются домашними?
У каких домашних животных есть рога, для чего они нужны? Копыта? Щетина? Пятачок?
У каких домашних животных длинные хвосты, для чего они нужны?
Почему кошка ходит не слышно?
Чем питаются домашние животные?
 Кто из них травоядный, а кто - хищный? 
Какую пользу приносят людям?

У человека волосы, а у животных -..., у человека дети, а у животных - ..., у человека ногти, а у животных -.., человек разговаривает, а лошадь - ...
Начните фразу, но не давайте готового ответа, пусть ребенок сам припомнит, ведь об этом мы говорили на занятиях:
Отара - это много ..(овец)
Стадо - это много.. (коров, свиней)
Табун - это много ..(лошадей)
Свора - это много.. (собак)
А еще - очень советую зайти по ссылке в правом столбце нашего блога и почитать ребенку сказки и стихи про домашних животных, вот, например http://lukoshko.net/marshak/marsrd1.shtml




Домашние птицы


Тема для городских детей интересная, но не имеющая под собой практического опыта. Поэтому, визит в контактный зоопарк был бы очень кстати!
РАССМОТРИТЕ с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей.
НАЗОВИТЕ их, попросите ребенка ПОВТОРИТЬ :
 петух – курица – цыплята, гусь – гусыня – гусята, селезень – утка – утята, индюк – индюшка – индюшата. 
Почему эти птицы называются домашними?
Какие части тела есть у этих птиц?
Чем покрыто тело у птиц (пухом и перьями)?
Как появляются птенцы?
Чем питаются, кто их кормит?
Каких домашних птиц называют водоплавающими, почему?
У каких птиц между пальцами есть перепонки, зачем?
Где живут и какую пользу приносят  домашние птицы? (яйца, перо, мясо)
                                                                                                          
КАК ПОДАЮТ ГОЛОС домашние птицы:
Курица – кудахчет , петух – кукарекает, гусь – гогочет, утка – крякает, индюк – болгочет (бл-бл-бл), птенцы – пищат.
Объясните ребенку, почему мы так говорим о некоторых людях: надулся, как индюк; драчливый, как петух.

ПОИГРАЙТЕ:
 «У кого кто?» , «Кто у кого?», «Назови всю семью»
 «Кто как голос подает?»( кудахчет, крякает, кукарекает и т. д.)
  «Чей хвост?»( У курицы – куриный, у индюка – индюшачий)


Рыбы, рыбки и... рыбищи!


Сколько же секретов таят в себе   водоемы - от речки до океана, от озера до аквариума! Наши любознательные почемучки с головой нырнули в новую тему, чтобы узнать побольше о рыбах, рыбках и огромных рыбищах! Родители, готовы?..

РАССКАЖИТЕ ребенку  о рыбах. Напомните, что по месту обитания различают рыб пресноводных, морских и аквариумных.
СПРОСИТЕ (уточните), в каких водоемах живут рыбы (океан, море, река, озеро, аквариум).
ОБРАТИТЕ внимание ребенка на особенности строения тела рыб (обтекаемое, вытянутое, покрыто слизью):     плавники, хвост, чешуя.  Особенности дыхания: дышат растворенным в воде кислородом через жабры. Чем питаются рыбы? Откуда появляются мальки? Ребенок должен называть следующих рыб:
Акула,   камбала, сельдь,  сом,   щука,   окунь,   плотва, карась,  золотая  рыбка, меченосец.
Какие из этих рыб хищные?
У какой рыбы красные плавники и хвост?
Какая рыба усатая?  Какая  рыба зубастая?

ОБЪЯСНИТЕ, что дельфин и кит – не рыбы, а животные, которые дышат воздухом и кормят детенышей молоком, в отличие от рыб.
ПОЧИТАЙТЕ вместе любую энциклопедию об обитателях воды, ОБСУДИТЕ прочитанное.
ПОИГРАЙТЕ в аналогии:
У человека руки, а у рыбы - …, у человека голая кожа, а у рыбы - ..,  у человека дети, а у рыб -.., человек дышит с помощью  легких, а рыбы - .., человек спит с закрытыми глазами, а рыба -..
Загадка:   у родителей и деток вся одежда из монеток. Кто это? Как догадался?




Комментариев нет:

Отправить комментарий