Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 18 декабря 2016 г.

ЗИМНИЕ НЕБЫЛИЦЫ

О чем же еще говорить в декабрьские холода, если не о зиме (вот уж угадала я в самом начале учебного года, перенеся эту тему с первых недель декабря, с их звенящей  капелью, на время трескучих морозов). Лексическая тема о зиме, ее признаках и названии зимних месяцев двигалась ни шатко, ни валко. Педагоги помогали ребятам вспоминать все, что накопил их небольшой жизненный опыт (уже пять зим в своей жизни видели  наши дети), систематизировать случайные наблюдения, яркие впечатления от прогулок в зимний лес, о снеговиках, слепленных с родителями, о Новогодних праздниках.
Опираясь на схему, уже к середине недели дети могли составить требуемый программой рассказ о зиме - видна была кропотливая совместная работа детей и воспитателей. С подбором родственных слов нам пришлось повозиться - непростая это работа для группы первого года обучения. Постепенно  цепочка слов выстроилась примерно так: снег, снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, Снежана, Белоснежка, снегокат, снегоуборачная (машина).  Игорю очень хотелось поставить в этот ряд Деда Мороза, но пришлось его разочаровать. Хотя парню респект за настойчивость: "Он же тоже зимний и холодный!"
И тут я делаю ход конем:

- Вы сейчас называли  мне предложения о зиме, а теперь моя очередь. Зимой солнце светит и греет слабо. Зимой часто идет дождь. Зимой дети катаются на велосипедах. Зимой мы встречаем Новый год. Зимой все деревья стоят голые. Зимой люди собирают урожай овощей и фруктов.
Я говорила эти предложения четко, не торопясь. Дети слушали. Когда я, не увидев ожидаемой реакции, попросила ребят повторить каждое предложение, основная масса детей их повторила. Я посетовала про себя: вот оно, механическое запоминание! А, с другой стороны, дети зачастую  принимают как неоспоримую истину слова педагогов. Вот если бы я изначально, как положено по всем канонам педагогики, нацелила детей найти ошибки в моих высказываниях...
Но отступать не хотелось, мои "взрослые" дети должны были сами найти  нестыковки в предложениях о зиме. Для этого некоторые предложения я повторила с вопросительной интонацией: "Зимой часто идет дождь?" и  сразу - ап! - дети встрепенулись, глаза прищулись, брови вопросительно изогнулись. 
Луиза: - Дождь? Какой дождь? Разве зимой идет дождь?
Я:  Что-то не так? Я ошиблась? Ты хочешь сказать по-другому? И я, наконец, получила желаемый ответ. Так же было с птицами, которые вовсе не все улетели в теплые края, с деревьями, не все из которых стояли голые. 
В общем, вот такой вот шиворот-навыворот рассказ о зиме. Давненько  придуман этот прием. Наш мудрый народ слагал "нескладушки" и небывальщину ( Помните: "Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота..."). Как же это помогает встряхнуть привычный ход занятий, растормошить  языковую зоркость и слуховое внимание.
Играйте с детьми в  небылицы, чтобы картина реального мира стала ярче, понятней, четче.




Комментариев нет:

Отправить комментарий