Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 16 октября 2016 г.

ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Мы делаем первые шаги по дороге, ведущей в страну правильной речи. Пришла очередь познакомиться с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Под большим секретом я рассказала детям, что дружить могут не только люди, но слова. Да-да, те самые, которые мы научились искать среди предметов окружающей обстановки, а так же  слова-признаки, слова-действия. И если словам удалось подружиться и встать друг за другом по порядку, они нам обязательно о чем-то расскажут. На минувшей неделе мы учились выстраивать дружные слова в предложения об осени. У девочек было  слово ветер, а у мальчиков - дождь. 
Стася: Ветер дует!
Настюша: Ветер воет!
Настёна: Ветер кружит листья!
Я: О, у Настены в предложении уже побольше слов. Сколько, сосчитайте. Ребята старательно загибают пальцы - три слова!
Возвращаюсь к  девочкам, составившим предложения из двух слов,  и вот - ап, мы добавили им еще по словечку. И ветер уже дует сильно, воет громко, и кружит золотые листья весело.
А мальчики с удивлением узнают, что дождь не только идет. У Толика дождь капал, а у Дениса он барабанил. У  Ильи  лил. А еще он   стучит,  моросит, хлещет. 
А Катерине досталось задание придумать предложение о животных осенью. Хитро улыбаясь, Катя загадочно произносит: Лисичка жирненькая! Потом подумала, и поменяла слова местами для большей интриги: Жирненькая лисичка!
Говорю, что чего-то тут не хватает, обращаюсь к детям: Что Катя хотела сказать про эту жирненькую лисичку? Давайте-ка добавим какое-нибудь слово-действие! 
И вот наша лисичка уже готовится к зиме, меняет шубку, роет нору, охотится на зайцев. Ну, а  эпитет "жирненькая" мы оставили без изменений - все-таки авторская находка!
А еще мы помогали Незнайке - этому персонажу Н.Носова с говорящим именем так легко делать ошибки, а нам так весело их исправлять!
Надеть, мальчик, куртка.
Итак, подсказка для родителей:
 Слова в предложении связаны по смыслу.
Если дано задание поработать с деформированным предложением, исправить его, то действуем следующим образом:
1. Читаем ребенку набор слов. Просим его повторить все слова. Надеть, мальчик, куртка.
2. Выясняем, о чем (ком) говорится в предложении ("взрослыми" словами: ищем главное слово - подлежащее). О ком это предложение? О мальчике.
3. Ищем слово-действие. Что делает мальчик? Надевает.
4. Добавляем оставшиеся  зависимые слова. Что надевает? Куртку.
5. Выстраиваем слова в предложени в правильном порядке. Мальчик надевает куртку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий