Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

среда, 21 октября 2015 г.

Есенин и звуковой анализ

Все так удачно совпало - осенний неуют, занятие по обучению грамоте, лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы". Но все по порядку.
Итак, для разминки мы подбирали названия одежды, у которой есть рукава. Все быстренько "расхватали"платья-футболки-кофты-куртки, и когда подошла очередь Никиты, он сказал: "Бррруки", - старательно выводя ускользающий звук Р. Ребята почувствовали, что тут что-то не так, но не смогли с ходу объяснить, почему брюки не подходят. Я начала: "Мы говорим о РУКАвах... Что подсказывает нам слово?" Тимофей: "Про руки оно подсказывает! А мы же  брюки не надеваем на руки!" 
Потом мы вдоль и поперек прошлись по лексике, выискивая там слова из 1-2-3 слогов, потом слова, в которых есть звуки Н или НЬ. А потом пришло время
звукового анализа. Занятие достаточно утомительное, не очень легкое. Да и слово я подобрала непривычное. В общем, попросила ребят послушать стихотворение, которому уже без малого 100 лет (Есенин написал его в 1917г.). И начала душевно так, выразительно:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.  
 
Очень хотелось прочитать и оставшееся четверостишие, но  время поджимало, да и цель была другая.
- Какую картину вы себе представили, ребята? Какое время года описывает поэт?
Даша и Настя: - Осень. Поздняя. Только снега еще нет.
Ксюша: - А я про дорогу не поняла, чего это она размечталась?
Я: - Ну, представь, какая она, эта дорога - грязная, взрытая, вся в лужах и ямах. Тут уж поневоле  размечтаешься о чистом снеге.  А почему рощи голы?
Андрей: - Ну, это понятно, осень же, листья облетели.
И тут вижу, что Ваня и Арсений не принимают участия в обсуждении, а сидят с какими-то  недоумевающими лицами.
- Ребята, встретились ли вам в тексте какие-нибудь непонятные слова?
Дети: - Не, все понятно.
- Ваня, Арсений, вы представили себе картину, о которой рассказал поэт?
Ребята пожимают плечами, а Ваня объясняет свое недоумение:
- Любовь Львовна, я что-то не понял, как это - "Нивы сжаты"? Это, что ли, целую машину  Ниву сжали вот так, как гармошку?! И показывает руками, как это делается.
Арсений: - Ага, это как в металлолом потом ее сдавать?
Тут до меня дошло! И началось бурное обсуждение старинного слова НИВЫ. А затем стала понятна причина, по которой так назвали знаменитый автомобиль. Парни гордо сказали, что у их пап\дедушек  был такой автомобиль, и теперь-то они поняли, почему его назвали в честь поля. 
Вот такими тернистыми, далеко не прямыми путями мы подошли к звуковому анализу простенького слова из четырех звуков! Чуть не заплутали в дебрях русской этимологии, но цель занятия была достигнута!



2 комментария:

  1. Замечательное занятие! Какие вы молодцы: и дети, и педагог!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, занятие обычное, а дети, как всегда, непредсказуемы:). От такого профессионала, как вы, это вдвойне приятно слышать.

    ОтветитьУдалить