Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

суббота, 2 февраля 2013 г.

ЧУВСТВО ЯЗЫКА

Перелопатила я  много материала на эту тему. Для меня она животрепещущая. По долгу службы я  просматриваю, слушаю, общаюсь с большим количеством дошколят. Уровень речевого развития "обычных" детей, посещающих массовые группы, оставляет желать лучшего (говорю об основной массе, приятные единичные исключения не в счет). И дело даже не а довольно многочисленных дефектах звукопроизношения (это лишь надводная часть айсберга), а в обеднении словарного запаса, отсутствии  ярких, выразительных средств языка (дети, практически, не пользуются прилагательными, определениями, чего уж говорить о причастиях и сложных наречиях)..
.
И все-таки оно есть -чувство родного языка! Стоит только "копнуть глубже", показать ребенку, как можно играть со словами, как надо прислушаться к их звучанию, скрытому смыслу (а он иногда лежит прямо на поверхности). Еще К.Чуковский восторгался способностью детей к словотворчеству в дошкольном детстве ( его  книга"От двух до пяти").
А говорю я об этом после  занятий по нашей недельной лексической теме "Электробытовые приборы".  Наши "подготовишки" так лихо завалили меня  примерами бытовой техники и всего-всего, что работает  на электричестве, что я невольно поморщилась от обилия    заимствований из английского (i-pad, notebook, netbook и т.д.). Я предложила детям открыть  мастерскую, где мы из нескольких слов будем собирать  одно новое, как из кирпичиков  конструктора. 
И работа  началась - сначала медленно и неуверенно, а затем азартно и заинтересовано.
сок+выжимает=соковыжималка, мясо+рубит= мясорубка, картофель+ чистит= картофелечистка, пыль+ сосет= пылесос и т.л.
После такого задания уже не казалось сложным объяснить, от каких слов  появились названия: самолет, кофеварка,посудомоечная машина и проч.
Уважаемые родители, развивайте у своих детей чувство языка - такого великого и могучего! 
А вот вам и речевой материал: самовар, пароход, пароварка, соковарка, овощерезка, бетономешалка - поразмышляйте, из каких слов сложились эти названия, что они обозначают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий